29.05.2023
Мы часто произносим слово
"характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", -
говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда
негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер? Каждый, опираясь на свой опыт,
понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей
человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств,
проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие,
добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении
человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к
окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость). Названные качества
одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка
самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и
равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что
ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не
может поставить перед собой цель. Родители часто возражают: "Не все можно
воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое
детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные.
Что же поделаешь, родились с разными характерами". Так ли это? Разберемся,
насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере
врожденное, а что приобретенное?
Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру). Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом. Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.
Дата создания: 29.05.2023
Дата обновления: 29.05.2023
Дата публикации: 29.05.2023