11.11.2021
Родительское
собрание " Экологическое
воспитание детей в детском саду и дома"
Цель:
1. Формирование начал экологической культуры,
становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии,
к людям, охраняющим ее.
2.Повысить интерес родителей к экологическому образованию
детей и экологии в целом.
Повестка:
1. Вступительное слово
2. Блиц опрос
3. Практическая часть (экологические игры)
4. Рефлексия
5. Обсуждение.
Принятие решений.
Ход собрания:
1.Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли
время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка
принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который
питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения.
Мы, педагоги, призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут
дать детям большое человеческое счастье».
Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы
должны беречь это счастье и научить ему детей.
Времена года... Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые
с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени
сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие
акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь
иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас
воспоминания о детстве - о том удивительном времени, когда наступление каждого нового
сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни. А как мы
любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать
содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат
вороны... Одним словом, мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его
красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.
Детство самый благоприятный период развития всех качеств
ребенка и Вы родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы
хотели видеть своего ребёнка. Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее
существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений
человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии
сформированности экологического мировоззрения всех людей.
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего
детства, развития понимания красоты природы, любви к ней. Экологическое
воспитание что это? (Ответы родителей).
Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии
со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с
ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с
природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем
активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и
милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека,
станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять
кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную
деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать
делом.
Что, прежде всего нам поможет? (Ответы родителей).
Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых
необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за
погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и
неживой природы.
Во время прогулок
наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые
будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях
чувство прекрасного.
Какое отношение к
природе мы можем воспитать в детях? (Бережное, заботливое, гуманное).
Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и
стремиться помогать ей (зимой — подкармливать птиц, стряхивать снег с веток
деревьев). Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь
ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы. Формировать желание
стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.
2. Блиц-опрос.
Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой
ситуации?
Ребенок мал,
действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться
нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное
отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к
людям.
Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»:
«Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он
развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают
крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут-то, как говориться, и зарыта
собака, здесь корень и первопричина зла».
Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить
замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
Подвести к пониманию родителей то, что в первую очередь
родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения
какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому.
Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не
делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать
у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.
3. Практическая часть.
Экологические игры.
Ну, теперь дорогие наши давайте с вами разомнёмся.
«Загадки о лекарственных растениях».
Воспитатель:
Лес, как сказочное
царство, там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться, нужно только научиться.
Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!
Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных
растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных
целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива,
отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит
ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при
желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для
полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного
нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные
таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно
вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине;
черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от
кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям,
поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте
растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
SOS новости:
Кострище не зарастает
5-7 лет;
Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная
банка – не менее 70 лет.
Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет
лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред
даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль
линзы и вызвать лесной пожар.
4. Заключительная часть.
Природа хранит много тайн и секретов, но
открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом!
Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом
своих товарищей.
Земля – наш большой дом, в котором мы все живем.
А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
5. Обсуждение. Принятие решений.
Решение родительского собрания:
- Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать
красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
- Учить заботливому,
бережному отношению ко всему окружающему.
- В процессе наблюдений развивать и обогащать речь,
внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности
ребенка к школе. Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей,
способствует установлению тесных контактов между ними.
Воспитатель:
Вот и закончилась наша встреча. Вы показали отличные знания,
и очень надеюсь, что все свои знания и умения вы будите передавать детям. Мы
надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать
полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо
за участие и понимание.