Воспитание вежливости. (Бородулина Ю.А)

25.04.2022


  

«ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ»

О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющим красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек».

Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

Когда дети были в младшей группе, мы прививали им культурно-гигиенические навыки:

приучали их здороваться,

прощаться,

вежливо обращаться к взрослым за помощью,

благодарить,

показывали, как нужно аккуратно есть, пережёвывать пищу с закрытым ртом, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, поев, благодарить взрослых.

 У многих детей эти навыки стали достаточно прочными (называются имена детей).

Дети четырёх лет уже более самостоятельны, у них больше умений, знаний, они способны многое понять. На пятом году жизни на основе усвоенных ранее навыков необходимо формировать более сложные, например навыки культуры взаимоотношений. На новом возрастном этапе ребёнок уже может осознать, что, выполняя правила культурного поведения, он тем самым выражает своё отношение к окружающим: приветливо здороваясь, прощаясь, проявляет внимание и уважение к другим людям; когда благодарит, выражает им признательность за заботу, помощь; соблюдая чистоту и аккуратность, заботится об удобствах окружающих, проявляет уважение к их труду. Разъяснение детям нравственного значения этих правил вызывает интерес к ним, желание их выполнять, формирует нравственные мотивы поведения.

Таким образом, наша задача не только приучить детей выполнять те или иные правила поведения, не только обучить их хорошим манерам, но и воспитать у них внутреннюю красоту, что бы дети поступали должным образом в силу уважительного отношения к людям.

Программой воспитания в детском саду предусматривается воспитание у детей пятого года жизни следующих умений и навыков:

Поддерживать чистоту тела, одежды, следить за причёской;

Аккуратно, красиво есть, правильно пользуясь столовыми приборами;

Приветливо здороваться и прощаться, благодарить, быть внимательным и предупредительным, оказывать посильную помощь взрослым и детям в детском саду, дома, в общественных местах;

Говорить спокойным тоном, членораздельно, при разговоре смотреть на собеседника;

Выполнять любое дело аккуратно, доводить до конца, бережно относиться к вещам.

Эти умения могут быть сформированы у ребёнка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями. Но чтобы эти действия закрепились, стали привычными, нужно время. Взрослые напоминают ребёнку о необходимости соблюдения правил культурного поведения, требуют их выполнения, и ребёнок, постоянно упражняясь, приобретает полезные привычки. Со временем у него появляется потребность выполнять эти правила и тогда, когда нет контроля со стороны старших.

Приучить ребёнка выполнять правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что нельзя садиться за стол не с вымытыми руками, нельзя есть немытые ягоды, фрукты.Хочу такой сайт

В детском саду детей приучают мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы.

Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребёнок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять выбившуюся рубашку, застёгивать пуговицы и т.п. и очень редко можно услышать, как папа или мама говорит: «Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок». В первом случае у ребёнка создаётся представление, что за его аккуратность, опрятность несут ответственность взрослые и, если что не так, они всё исправят. Во втором – ребёнок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребёнка можно выработать привычку к аккуратности.

Щётки для одежды, обуви нужно хранить в доступном для ребёнка месте и научить его правильно действовать ими. Для того чтобы ребёнок не когда не пользовался чужыми расчёсками (гребенками), необходимо, чтобы в семье у каждого была своя расчёска. Научите ребёнка регулярно мыть её щёткой с мылом.

Трудно приучить ребёнка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок, и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребёнку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок. Привлекайте сына (дочь) к стирке и глажению его носовых платков.

Не забывайте похвалить ребёнка за опрятность, подчеркнуть, что он выглядит красиво и всем приятно на него смотреть. Не спешите, заметив погрешность в костюме ребёнка, устранять её, лучше предложите ему подойти к зеркалу и посмотреть, всё ли у него в порядке.

Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Так, считается неприличным, есть на улице. Но есть на улице, прежде всего, негигиенично, вредно для пищеварения. Неприлично говорить с полным ртом. Это делать также и опасно – можно подавиться. Не принято резать рыбу ножом. И это вовсе не придуманная кем-то условность: пользуясь ножом, можно разрезать мелкие рыбные кости и, не заметив их, проглотить. Надавливая на кусок рыбы вилкой, мы чувствуем сопротивление мелкий костей, можем их обнаружить и удалить.

Приучайте ребёнка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно, не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребёнок привыкает есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь.

Напоминайте ребёнку, что пищу надо  брать понемногу, тогда её легко пережёвывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается непоместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу видеть это неприятно.

Если вы хотите приучить ребёнка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол.

Если ребёнок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом.

Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.

Дети среднего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается (воспитателю, няне), чтобы смотрел при этом в лицо. Хорошо, если в семье принято желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны в этом подавать детям пример.

Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах: на улице, в кино, театре, на транспорте и т.д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать, требовать, чтобы им освободили место у окна.  Ребёнку следует объяснить, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом.  Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые.  С малых лет нужно приучать ребёнка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же не редко оправдываем эгоистичное поведение ребёнка тем, что «он ещё маленький».

Но, воспитывая у ребёнка уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому. К сожалению, ещё приходится слышать, как раздраженные поведением сына или дочери родители кричат: «неряха», «неумеха» и т.п. Безусловно, когда поступок ребёнка заслуживает осуждения, мы должны дать ему понять, что недовольны им, даже возмущены, разгневались (в зависимости от вины ребёнка), но это надо делать, не унижая его. Чувство собственного достоинства нужно воспитывать, оберегать. Если мы сформируем у ребёнка это чувство, то успешнее сможем решать многие задачи воспитания.

Ребёнка среднего дошкольного возраста можно учить культуре деятельности, умению приготовить всё необходимое, не отвлекаться, доводить начатое до нужного результата, бережно обращаться с вещами. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Показывайте ребёнку, как, в какой последовательности, какими приёмами следует выполнять то или иное дело. Поощряйте желание ребёнка принять участие в труде взрослых. Работая вместе со взрослыми, дети перенимают у них рациональные приёмы труда, его организации.

Для того чтобы освоенное ребёнком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходим контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным, спокойным, но твёрдым тоном.

Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первые, что нельзя входить в чужую комнату не постучавшись, что нужно уступать место старшим и т.д.

Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень нестойки, и  поэтому нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек, а этот возраст почемучек очень подходит для этого. А мы взрослые должны быть самым главным примером для наших детей.

Желаю вам успехов в воспитании наших ребятишек!     

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».