«Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО» Воспитатель подготовительной группы «Звездочки» Тутарова Елена Валерьевна – высшая квалификационная категория
03.05.2025
МКДОУ
«Детский сад № 2 «Солнышко»
«Формирование гражданско-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
Воспитатель
подготовительной группы «Звездочки»
Тутарова Елена Валерьевна – высшая
квалификационная категория
Здравствуйте уважаемые коллеги, свое
выступление я хотела бы начать словами: «Воспитание любви к
малой Родине, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной
важности. Но, как воспитать эту любовь? Она начинается с любви
к своей семье, к своему дому, своей малой Родине. Постоянно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству»
Патриотическое
воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад - это место, где ребёнок получает опыт
эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Мы - педагоги, родители формируем у детей
такие важные черты, как любовь к семье, Родине, Российской Армии, истории,
уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами
государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и
промыслам.
Система работы по патриотическому воспитанию
в условиях ФГОС и ФОП включает несколько основных направлений: патриотическое,
духовно – нравственное, социальное, познавательное, физическое и
оздоровительное, трудовое, эстетическое.
Проблематика гражданственности и
патриотизма сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитическое
положение России.
Дошкольные образовательные учреждения,
являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей
первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой
Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить:
Нравственные ориентиры, способные
вызвать чувства самоуважения и единения.
Ув. Коллеги, что такое патриотизм? (к аудитории)
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к языку, ее
природе, обычаям и культуре.
В соответствии с целью и учитывая
актуальность проблемы патриотического воспитания перед нами стоят
следующие задачи:
1. формирование любви к родному краю (причастности к родному
дому, семье, детскому саду, городу);
2. формированию духовно – нравственных отношений;
3. способствовать формированию любви к культурному наследию
своего народа;
4. воспитывать чувства собственного достоинства как
представителя своего народа;
5. толерантное отношение к представителям других национальностей,
к ровесникам, родителям, другим людям;
Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ООД (организованная
образовательная деятельность), ОД (образовательная деятельность) в режимных
моментах, в игровой деятельности, в хозяйственно - бытовом
труде, труде в природе, самообслуживании и других видах деятельности.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс.
Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование
чувства ответственности за страну и сограждан.
Формы работы с
детьми: (представлены в презентации на
слайдах)
·
Непрерывная образовательная
деятельность;
·
Беседы и консультации;
·
Целенаправленные прогулки и экскурсии;
·
Участие в конкурсах;
·
Чтение художественной литературы;
·
Сюжетно - ролевые игры.
В настоящее время задачи патриотического
воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку
социально - исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь
во взаимодействии с семьей.
К
современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к
родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и
нетрадиционные формы работы с родителями:
* Беседы и
консультации;
* Проекты, мастер –
классы;
* Участие в конкурсах;
* Поисковая
деятельность (подборка статей, рисунков);
* Обсуждение и
распространение семейного опыта;
* Участие родителей в
мероприятиях ДОУ.
Основные направления
патриотического воспитания:
1.Историко – краеведческое. Система мероприятий,
направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о
родном селе, городе, районе, крае. Наши воспитанники, уже не первый год,
являются участниками конкурса стихов «Россия – Родина моя», а наши педагоги
участвуют в районном конкурсе «Грани Таланта» и занимают почетные места.
Педагоги проводят с детьми беседы о родном крае, о городе Талица, в котором
живем, рассказывают о героях, которые жили, учились и воевали в годы
ВОВ. Н.И.Кузнецов, В. П. Тегенцев, Кирилюк, и др. Воспитанники
получают сведения из книг, видеоматериалов, презентаций. В старшей группе «Звездочки»
21.03. 2024 года прошло открытое мероприятие по патриотическому воспитанию
«Россия – Родина моя, малая Родина Талица» Мероприятие проходило по принципу
Квест – игры, дети с большим удовольствием отвечали на вопросы, уверенно называли символы России,
рассказывали про
нашего героя земляка Н.И.Кузнецова, собирали из разрезных картинок герб, флаг
Талицы, очень душевно рассказывали про достопримечательности нашего города, исполнили флешмоб «Росиночка
- Россия». На занятие были приглашены
педагоги, родители, учащиеся школы СОШ №1 г.Талицы - юнармейцы историко – патриотического клуба
«Разведчик» имени героя Советского Союза Н.И.Кузнецова, в торжественной
обстановке посвятили дошколят в патриоты.
Ежегодно в феврале нашем саду проходят встречи
с ветеранами боевых действий.
С
сентября 2023 г., по май 2024 г.,
текущего года в нашем МКДОУ осуществлялся районный Проект «Ты нужен СВОим». Благодаря
данному проекту дошкольники пополнили и закрепили свои знания, об определенных
исторических событиях в жизни города и страны. В рамках проекта прошел конкурс
творческих работ «Поддержим наших»: «Видео - ролик» в поддержку участников СВО
- «Мы», спортивный флешмоб #ВМЕСТЕ»,
«Смотр строя и песни». Наши «Звездочки»
заняли 2е и 3е место, дети были награждены грамотой и кубком. Была проведена
еще одна интересная и познавательная экскурсия в музей нашего земляка - Н.И.Кузнецова.
Юные Патриоты познакомились с биографией, подвигом героя – партизана Н.И.Кузнецова.
2. Духовно - нравственное. Это -
семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к
старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное
отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства,
фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству). Для этого в
нашем детском саду мы организуем традиционные праздники и досуги: «Осенины», «Святки - Колядки», «Пасха»,
«Масленица», «Слет юных книгочеев», «День семьи, любви и верности», др.,
проводим тематические дни: «27 сентября – день воспитателя и всех дошкольных
работников», «День пожилого человека», «День чая пития», «День Земли», «День – Русской березки».
3.Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий
на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к
служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает
уважение к государственной символике. В календарном плане воспитательной работы
нашего учреждения много знаменательных и памятных дат. Мы знакомим детей с
такими государственными праздниками как «День флага России», «День гимна РФ»,
«День Конституции РФ», «День памяти и скорби», «9 Мая – День Победы», «День России», «День героев», «День
космонавтики», «День славянской письменности и культуры» и многими другими.
В группе создана Предметно – Пространственная Развивающая Среда патриотической
направленности т.е. Центр «Россия – Родина моя», которая периодически обновляется и дополняется.
Наглядно – демонстрационные материалы расположены в лотках и корзинках, все
подписано, красиво оформлено. Беседы с
детьми на темы: «Я гражданин России», «Символика страны», «Права и
обязанности», конспекты и материалы на тему: «Разговоры о важном» и проекты
«Россия – Родина моя, малая Родина - Талица», «Москва – столица России»,
«Космос», «Детям о ВОВ» - развивают познавательный интерес к своей
стране, ее жизни – истории воспитывают стремление знать и соблюдать законы
Российской Федерации.
1.
Социально
– патриотическое.
Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно - исторической
преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания,
проявление заботы о людях пожилого возраста.
2.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у детей
высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его
вооруженной защите, изучение воинских профессий.
Ежегодно с
воспитанниками мы проводим акции: «Георгиевская ленточка», «Блокадная
ласточка», «Свеча памяти», «Окна Победы».
Вовлекаем детей
и родителей к подготовке важных праздничных мероприятий, «День Защитника
Отечества», «День Победы». Разрабатываем и проводим проекты «Наша армия»,
«Победный май».
Сейчас, когда
идет специальная военная операция, наш детский сад организует сбор овощей,
медикаментов и теплых вещей для военнослужащих. В январе мы провели акцию «Письмо солдату», дети вместе
с родителями писали письма и поздравили с новым годом и рождеством, а в октябре
провели акцию «Рисунок солдату».
Очень много
проводится работы с нашими социальными партнерами - библиотекой им. Поклевских
- Козел по военно - патриотическому направлению: «Сталинградская битва», «Блокада
Ленинграда», акции «Читаем детям о войне»
и многое другое.
3.
Спортивно - патриотическое. Направлено на
развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости,
мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и
спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Ежегодно наши дети участвуют в флешмобе, игре «Зарница», в районном Смотре:
«Марш, строя и песни», так же участвуют в «Кроссе Наций», «Лыжне России»,
«ГТО», занимают призовые места.
4.
Культурно - патриотическое. Направлено на
развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному
фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с
обычаями и традициями русского народа.
Вывод: гражданско -
патриотическое направление в дошкольном учреждении формируется сознательно
для детей, которые любят свою Родину,
землю, где они родились и выросли.
ЧТЯТ,
ПОМНЯТ, ГОРДЯТСЯ историей своего народа!
Патриотическое воспитание поможет создать основу
для будущего развития детей, сделав их истинными патриотами - гражданами своей Родины.
Спасибо за внимание!